.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 01-02(январь-февраль)

1234


..

..

..

..

 

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



Проследят по документам и штрих-коду

Создание Единой системы маркировки средствами идентификации и прослеживаемости товаров сейчас рассматривается в нашей стране как одно из приоритетных направлений. Реализация проекта ведется под руководством Минфина России, совместно с Федеральной налоговой службой, которая определена в качестве оператора информационной системы.

Решение по данному вопросу было принято в декабре 2017 года. Оно подразумевает два подхода. Первый связан с организацией прослеживаемости, основанной на физической маркировке товаров идентификационными знаками. Второй предлагает взять за основу документальный тип контроля. При этом в обоих случаях ставится одинаковая цель - организация эффективного противодействия незаконному обороту товаров и повышение фискальной составляющей при осуществлении контрольно-надзорных функций того или иного сектора рынка.

Напомним, что с недавних пор при ввозе в Россию на некоторые категории товаров, перечень которых определяется правительством, наносится так называемая маркировка соответствия. Она должна информировать потребителя о том, что приобретаемый им товар сертифицирован и отвечает установленным стандартам качества. Теперь решено ввести еще идентификационную маркировку прослеживаемости, которая обеспечит получение оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций.

Как уточнили эксперты, это позволит создать «необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его негативного влияния на развитие экономики и социальной сферы, а также для повышения безопасности, уровня защиты жизни и здоровья граждан, роста собираемости налогов и таможенных пошлин, улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках. Внедрение указанной системы должно обеспечить развитие высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных, создаст новые сервисы и бизнес-модели, основанные на использовании получаемых сведений».

В качестве целей документальной системы прослеживаемости государственные органы определили «формирование условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей; подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена; обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров».

Одним из основных принципов использования этой системы станет исключение дублирования бизнес-процессов налогоплательщиков. Идентификатор прослеживаемости будет формироваться на единых правилах, а факт перехода права собственности на прослеживаемый товар фиксироваться в имеющихся документах, что не требует применения физической маркировки. Сама система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками. Выработанные требования станут распространяться на всех налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без исключений и на товары, в том числе ввозимые из Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Есть свои плюсы

Система, основанная на документальном подходе, имеет ряд преимуществ и особенностей. Она предусматривает не физическую маркировку, а документарную идентификацию товаров, при этом происходит прослеживаемость товарных партий, а не каждой единицы продукции, как при маркировке. Если для создания системы маркировки требуется изменение складской логистики, то в случае с документальным контролем делать этого не нужно.

Напомним, что сейчас проводятся эксперименты по прослеживаемости товаров. ФТС России с налоговой службой уже приступили к реализации и этого проекта, доработали программные средства, начали их тестирование и обмен данными. В эксперименте участвуют 24 организации. ФТС России надеется, что вскоре удастся выйти на реальную промышленную эксплуатацию программных средств для документальной прослеживаемости. В этом случае таможенное ведомство сможет получать актуальную и достоверную информацию о всех цепочках движения товаров.

Проект реализуется в рамках Соглашения «О механизме прослеживаемости», которое подписано в Нур-Султане (Казахстан) в 2019 году. Сейчас документ находится на ратификации. Ожидается, что в России она произойдет в ближайшее время. Скорее всего, другие страны – участницы ЕАЭС присоединятся к Соглашению позже, так как на сегодня у них разные технические возможности.

После запуска системы будет прослеживаться не физически каждая единица, а контролироваться баланс товаров, которые поступили на рынок через границу, и то, как они далее циркулируют на внутреннем рынке от покупателя к покупателю. На учет возьмут все, что въехало в страну, что потом по счетам-фактуры распределилось и что прошло через несколько цепочек перепродаж. Суммарно данные должны сойтись. Прослеживаемость прекращается после передачи товара в розничную торговлю. Реализация через нее конечному покупателю является конечной точкой.

Таким образом будут контролировать движение не всех товаров, а только тех, которые включат в специальный перечень. Его будет утверждать Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Обещают, что вопрос, связанный с наслоением маркировки и прослеживаемости, будет регулироваться на уровне здравого смысла. Это предполагает, что одни и те же товары не должны попадать в документальную систему и под маркировку.

Информация о товаре, включенном в утвержденный Советом ЕЭК перечень, поступит в национальную систему прослеживаемости сразу после выпуска декларации и его помещения под выпуск для внутреннего потребления. Предполагается, что единый механизм прослеживаемости будет состоять из пяти аналогичных национальных систем. Они должны работать внутри каждой страны ЕАЭС самостоятельно, никто не будет вмешиваться в механизм их работы, в то, как они будут создаваться, кто оператор и т. д. Это будет полностью национальная компетенция. Механизм прослеживаемости обеспечит взаимодействие национальных систем в том случае, когда товары идут из одной страны в другую.

Как уже отмечалось, исходная точка – это выпуск товаров для внутреннего потребления. Информацию из декларации в том составе, который упомянут в Соглашении, передадут в национальную систему прослеживаемости. При каждой операции с товаром (при дроблении партии, при передаче производству и т. д.) соответствующая информация получит свое отражение в ней.

Если последний покупатель продает эти товары в другую страну (например, из Казахстана в Россию), то информация по последней сделке, по последнему сопроводительному документу передается в ту страну, куда товар предназначен. Например, из Казахстана в Россию, из России в Армению и т. д. Информация о товаре, который продавец продал российскому покупателю, появится в национальной системе прослеживаемости. Соответственно, российский орган будет иметь данные только о последнем сегменте.

В случае если возникнут сомнения, опасения или потребность в изучении всей цепочки поставки, российский государственный орган может обратиться в национальную систему прослеживаемости Казахстана и получить информацию вплоть до момента выпуска в свободное обращение.

Практика может разочаровать

Так все выглядит в идеале. Однако на самом деле, скорее всего, это произойдет не сразу. Как уже отмечалось, проблема в том, что из-за названной причины другие страны – участницы Союза присоединятся к Соглашению позже. Про Кыргызстан же говорят, что у него такого рода технической возможности нет по определению, и пока неизвестно, когда она появится.

Кроме того, будут обязательно появляться разного рода нештатные ситуации, например с конфискованными товарами. При этом Соглашение ориентировано только на импорт товаров и не учитывает аналогичную продукцию, произведенную на территории той или иной страны Союза. Это, безусловно, создаст определенные сложности при применении товаров в рамках ЕАЭС. Может возникнуть соблазн назвать импортные товары как произведенные на территории Союза. Это лишь незначительная часть неулаженных на сегодня вопросов и проблем.

Чтобы система смогла работать нормально, через год после вступления в силу Соглашения должен начаться пилотный проект по какой-то определенной категории товаров. Пока его итоги не будут признаны успешными на уровне Евразийского совета, механизм не должен вводиться в постоянную эксплуатацию. Сам «пилот» может длиться бесконечно долго. В него могут включать новые категории товаров, вводить дополнительные особенности разработки. Как отметили в ЕЭК, на начальном этапе подход к системе будет достаточно аккуратным.

По мере развития документальной прослеживаемости, по мнению представителей ЕЭК, отпадет необходимость во многих иных документах, хотя при этом ФНС уже вводит для бизнеса дополнительные отчеты. Если в контрольных функциях будут отмечены позитивные изменения, Соглашение может стать базой для перенастройки всего бухгалтерского и налогового учета. Соответствующими подзаконными актами будет предусмотрено создание отдельных отчетов, внесут изменения в действующие порядки, книги покупок, декларации, счета-фактуры. Эти документы у ФНС уже готовы вместе с форматами в виде проектов.

Работу по дальнейшему утверждению налоговых подзаконных актов тормозит отсутствие основного нормативного правового документа. Относительно сказанного выше в ныне действующем Налоговом кодексе (НК) ничего не предусмотрено. Поэтому ФНС решила пока пойти по проектному пути. Сейчас на сайте www.nalog.ru дорабатывается раздел, где будут выложены все формы и форматы документов и порядок их заполнения для представления в налоговые органы. Когда работа будет завершена, с ними смогут ознакомиться все желающие. Специалисты предупреждают, что эти проекты форм и форматов в какой-то мере будут меняться. Их до сих пор заочно обсуждают с разработчиками бухгалтерских учетных систем (с 1С, Контуром и с другими).

В связи с этим интересен документ, который появился в 2019 году, - это проект федерального закона по внесению изменений в НК, где урегулированы взаимоотношения по документальной системе прослеживаемости. Россия понимала, что главами стран ЕАЭС Соглашение будет подписываться долго. Поэтому единственным способом быть готовыми к введению в эксплуатацию такой системы – это переложить нормативы Соглашения в свой Налоговый кодекс. Введение в него отдельного вида контроля по документальной прослеживаемости является единственным действенным инструментом, который позволит сделать так, чтобы система заработала и были реальные рычаги воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.

Как уже отмечалось, система документальной прослеживаемости и физическая идентификационная маркировка будут развиваться параллельно. Товары, которые будут учитываться в первой системе, не будут попадать во вторую. Дублировать друг друга системы не будут, общей у них станет только конечная цель.

Применительно к физической маркировке координатором проекта со стороны государства выступает Минпромторг. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, назначен Оператор - ЦРПТ. Проект создается в формате государственно-частного партнерства на базе единого оператора — Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Оборот всех маркированных товаров отслеживает система «Честный ЗНАК».

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» введены Правила обязательной маркировки товаров средствами идентификации и отслеживания движения товаров и Положения о системе мониторинга за оборотом товаров (подлежащих обязательной маркировке).

Чтобы не было подделок

Предполагается, что маркировка позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Некоторые товары маркируются уже сейчас, для других товаров система пока тестируется. Подключение к ней уже стало обязательным для части участников рынка, а для остальных пока остается добровольным — идут пилотные проекты. К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной (на всю готовую продукцию). Такое решение правительства уже одобрил Президент РФ.

Напомним, что процесс стартовал в 2018 году, а в начале 2019 года начались добровольные эксперименты по маркировке кодами Data Matrix обувных товаров (постановление от 30.05.2018 № 620) и лекарственных препаратов (постановление от 24.01.2017 № 62).

Распоряжением от 28.04.2018 № 792-р правительство утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке: сигареты, обувь, духи и туалетная вода, шины, одежда, фотокамеры и лампы-вспышки. Документом от 28.02.2019 № 224 приняты правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и определены особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции; с 1 марта 2019 года началась регистрация производителей и розничных магазинов в системе маркировки и прослеживаемости товаров; с 1 июля прекращен выпуск немаркированной табачной продукции; с 1 июля 2020 года будет прекращен оборот немаркированной табачной продукции; продавать немаркированные остатки табачной продукции можно до 1 июля этого года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 № 1557 с 1 октября 2019 года производители и участники оборота лекарственных препаратов ввели маркировку препаратов из перечня высокозатратных нозологий. Регистрация аптек и медицинских организаций в системе маркировки и прослеживаемости товаров началась с 1 июля 2019 года. Маркировка одежды стала обязательной с 1 декабря прошлого года. Согласно требованиям Федерального закона от 12.04.2010 (в редакции от 04.06.2018) обязательная маркировка всех лекарственных препаратов вводится с 1 января текущего года. Для маркировки используются уникальные идентификаторы в виде цифровых кодов, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении.

В правительстве считают, что обязательная маркировка товаров позволит «контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция. Маркировка уникальным кодом Data Matrix гарантирует, что повторно использовать отмеченные товары не получится. При списании или продаже конечному покупателю номера присвоенных кодов навсегда выводятся из оборота.

С момента выпуска кода и до вывода его из применения государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. По запросу производителей их генерирует и выдает только оператор маркировки. При этом создается специальная информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД (оператор фискальных данных).

Нужна информация

Также создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т. п. Вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». Она включает два компонента: цифровое решение маркировки и прослеживаемости; инструмент общественного контроля - приложение «Честный знак».

Оно уже доступно для скачивания в App Store и Google Play. С помощью любого смартфона, в котором оно установлено, можно считать Data Matrix код или другой тип маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки. Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом.

Data Matrix код состоит из двух частей: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров; код проверки (крипто-хвост) - генерируется оператором. На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе «Честный знак». Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров.

Система маркировки товаров предполагает, что на упаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства будет размещаться Data Matrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой. Код представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак». Он наносится один раз при производстве товара. С его помощью, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии.

В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от существующей в других странах: создан единый центр эмиссии (выпуска) кода. В рамках партнерства с государством за генерацию кода отвечает только одна компания - ЦРПТ. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.

Производители получают коды из системы маркировки, наносят их на товары и отправляют данные о присвоении кодов тем или иным товарам обратно в систему. Дальше производитель, оптовик и дистрибьютор при отгрузке передают в систему маркировки данные о смене прав собственности на маркированный товар, а покупатель в той же системе подтверждает принятие товара на свой баланс. Розничная точка подтверждает в системе получение товара, а при возврате товара поставщику оформляет «обратную продажу» и снова передает данные в систему маркировки.

При розничной продаже маркированной продукции продавец добавляет код маркировки в чек, а ОФД отправляет данные о продаже в систему маркировки. Потребитель осуществляет общественный контроль и выявление нелегального товара с помощью приложения «Честный знак».

О нарушителях не забыли

Отметим, что решением Коллегии ЕЭК от 19.11.2019 № 204, которое вступило в силу с 2 февраля 2020 года, внесены изменения в пункт 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением КТС от 20.05.2010 № 257. Графа 31 «Грузовые места и описание товаров» дополнена новыми абзацами, которые уточняют порядок указания кодов идентификации товаров, идентификации групповой упаковки, идентификации транспортной упаковки при подаче декларации на товары. Так, под номером 13 указываются: общее количество кодов идентификации, нанесенных на каждую единицу товара, товарный ярлык или потребительскую упаковку; кодовое обозначение уровня маркировки.

За нарушения требований маркировки получателю грозят следующие санкции: реэкспорт партии товаров в страну отправления; возбуждение административного дела по факту нарушения установленных запретов и ограничений (статья 16.3 КоАП РФ); наложение штрафа. Для юридических лиц он составит от 50 до 300 тыс. рублей, плюс дополнительный штраф для должностного лица – от 5 до 20 тыс. рублей. При повторном нарушении возможна конфискация партии товара. Само административное производство может продлиться 30–60 дней. В течение этого времени товар будет находиться на территории таможни, а получатель будет обязан оплачивать его хранение.

В лучшем случае, по окончании административного разбирательства предприниматель сможет самостоятельно произвести правильную маркировку партии товаров и вновь подать таможенную декларацию на ее ввоз. За это время он понесет значительные финансовые потери и подорвет собственную репутацию участника ВЭД в глазах фискальных органов.

Закон о маркировке товара также предполагает строгую ответственность за нарушения. Так, статьей 4.7 пункта 554 введен дополнительный обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар. Постановлением Правительства РФ от 21.02.2019 № 174 установлено, что в этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, указывается код идентификации, предусмотренный Законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

За несоблюдение этого требования может быть применена ответственность, которая установлена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ за нарушение порядка и условий применения кассовой техники: предупреждение или административный штраф на должностных лиц от 1500 до 3000 рублей; на юридических лиц — в виде предупреждения или административного штрафа от 5 до 10 тыс. рублей.

Как пояснили эксперты, Федеральная налоговая служба выступает за уведомительный порядок контроля. Это значит, что и покупателя, и продавца система уведомляет о том, что совершается сделка с продуктом, который выглядит как контрафактный, но не запрещает им совершить эту сделку.

Иннокентий ГРЯЗЕВ


 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.