.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 01-02(январь-февраль'20)

1234


..

..

..

..

 

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



Алексей ГАВРИЧЕВ: теперь весь путь товара проследят

В данной статье речь пойдет о технических аспектах уже ставшего по-своему легендарным Соглашения о применении на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) электронных навигационных пломб (ЭНП), предназначенных для отслеживания международных перевозок товаров. Они оснащены специальными навигационными устройствами - трекерами. Уточню, что за прошедшие два-три года трудно назвать более обсуждаемую тему таможенного законодательства, чем перипетии, связанные с разработкой и принятием указанного документа.

Как известно, он предусматривает практическую реализацию процесса отслеживания с помощью ЭНП перемещения в рамках взаимной торговли между государствами - членами ЕАЭС как товаров, перевозимых в рамках таможенного транзита, а также иные товары, включенные при необходимости в отдельный перечень, сформированный Евразийской экономической комиссией на основании предложений государств Союза. Кроме того, Соглашение определяет случаи и порядок применения навигационных пломб, объекты и участников отслеживания, виды транспорта, основы информационного взаимодействия.

Следует иметь в виду, что Соглашения охватывает далеко не все перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем. Так, под его действие попадают только перевозки, осуществляемые по территориям двух и более государств – членов ЕАЭС. Кроме этого, товар должен перевозиться автомобильным или железнодорожным видом транспорта. При этом предполагается, что среди прочего информация, получаемая при отслеживании перевозок, будет использоваться для минимизации мер контроля со стороны таможенных и иных контролирующих органов.

В совокупности перечисленные выше нормы означают, что отслеживание с помощью ЭНП применяется, как при доставке некоторых категорий товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, так и при перевозке между странами ЕАЭС товаров, имеющих статус товаров Союза.

Поясню, что соглашение включило в себя только основополагающие нормы. Для его полноценного функционирования потребуется принять некоторые нормативные акты, причем и на национальном уровне, и на уровне Евразийской экономической комиссии. В настоящее время ведется разработка более 28 актов, необходимых для обеспечения функционирования механизма отслеживания перевозок.

Навигационная пломба как она есть

Соглашение определяет, что электронная навигационная пломба - это техническое устройство, состоящее из элемента пломбирования и электронного блока, которое функционирует на основе технологий навигационных спутниковых систем. ЭНП обеспечивает передачу в режиме реального времени информации, имеющей отношение к объекту отслеживания. Переводя на обычный язык, сказанное означает, что ЭНП представляет собой устройство, состоящее из механического запирающего блока и нескольких электронных блоков.

Однако здесь следует отметить, что по технической и технологической сложности ЭНП вполне можно считать полноценным мини-компьютером. «Мини», потому что размер пломбы относительно небольшой, а не потому, что у нее слабый функционал. При этом запирающий блок ни в коей мере не играет роль традиционного замка. Это значит, что на него не стоит в полной мере полагаться как на устройство, способное надежно предотвратить несанкционированный доступ к товару, перевозимому в конкретном транспортном средстве. В этом функционал ЭНП полностью отвечает традиционному в нашем обычном понимании понятию «защитная пломба»: навесили, а вскрыть ее без повреждения невозможно.

Один из электронных блоков предназначен для приема и обработки сигналов спутниковых систем глобального позиционирования. Получив сигналы от нескольких спутников, он способен вычислить географические координаты своего местоположения. Справедливости ради надо отметить, что, кроме нашего ГЛОНАСС и американского GPS, сегодня в мире существуют и успешно эксплуатируются и иные подобные системы позиционирования, такие как китайская Бэйдоу и европейская Галилео, свои аналоги также имеются в Индии и Японии.

В пломбе также имеется электронный диагностический блок, который отвечает за работу различных встроенных датчиков. Они обеспечивают открытие запорного устройства, его ускорение, а также контроль целостности объема и самой ЭНП. Третий электронный компонент ЭНП – блок памяти. Для хранения информации в нем предусмотрены два специальных раздела. В одном хранятся сопровождающих перевозку документы и определенный набор сведений из них. В другом - сведения о местонахождении пломбы, получаемые после обработки сигналов, поступивших от спутниковой системы глобального позиционирования, а также информация о событиях, произошедших в ходе перевозки.

Четвертый электронный компонент – блок связи. Он отвечает за прием дистанционных команд, а также передачу навигационных и диагностических и иных данных. Для этого, в первую очередь, используется привычная сотовая связь. В то же время не исключается возможность для задействования альтернативных систем связи. Пятый электронный блок обеспечивает обмен информацией с внешними электронными устройствами. В первую очередь это устройства, подключаемые через Bluetooth. Самым главным является шестой электронный блок – управляющий. Именно он отвечает за взаимодействие всех перечисленных выше блоков.

Все роли расписаны

Прежде чем рассматривать, как происходит работа навигационных пломб при отслеживании товаров, необходимо сделать шаг в сторону и объяснить, кто именно участвует в обмене информацией при перевозках грузов с использованием ЭНП. Во-первых, это контролирующий орган, в интересах и по решению которого будет происходить перевозка с применением навигационной пломбы.

Здесь все понятно. На первых порах это Федеральная таможенная служба (ФТС) России, либо таможенное ведомство иной страны ЕАЭС. Во-вторых, национальный оператор – тот, кому принадлежит ЭНП и в информационной системе которого эта пломба зарегистрирована. Именно он будет получать информацию о местоположении пломбы. Такое лицо определяется в соответствии с национальным законодательством. Для Российской Федерации, скорее всего, для этого потребуется принять соответствующее постановление Правительства. Количество таких национальных операторов в стране ничем и никак не ограничено - главное, чтобы был хотя бы один.

Сведения о национальном операторе, в информационной системе которого зарегистрирована навигационная пломба, наносятся непосредственно на корпус самой пломбы и помещаются в специальный раздел памяти ЭНП, наряду с ее уникальным номером. Отмечу, что при закупке навигационных пломб национальный оператор должен будет озаботиться решением вопросов, связанных с обеспечением сохранности сведений о географических координатах, их передаче и защите от несанкционированного считывания.

Третье лицо, имеющее непосредственное отношение к применению ЭНП, – уполномоченный оператор (орган), это либо один из национальных операторов государства Союза, либо соответствующая структура исполнительной власти. Его основная роль – обеспечение информационного обмена между национальным оператором и контролирующими органами своего государства, а также взаимодействие с уполномоченными операторами (органами) иных государств.

Как работает отслеживание

Технология работы с применением ЭНП строится на обмене информацией. В нем участвуют все упомянутые выше лица. Перед наложением на транспортное средство проводится проверка корректности регистрации и работоспособности пломбы. Запрос об этом направляется тому национальному оператору, сведения о котором нанесены на поверхность ЭНП, и, как следствие, в информационной системе которого она зарегистрирована.

Соглашение определяет, что ЭНП может навешиваться в любой стране ЕАЭС, а не только в той, где она зарегистрирована. На практике это означает, что пломба, зарегистрированная, например, в информационной системе национального оператора Кыргызской Республики, может быть без проблем навешана в Республике Беларусь, в том же пункте пропуска Брестовица на белорусско-польском участке границы.

Проверка работоспособности ЭНП предполагает тестирование возможности дистанционного управления ей: чтение, запись, стирание информации, замыкания элемента пломбирования. Кроме того, проверяется корректность определения местоположения пломбы, а значит и груза. При успешном прохождении тестирования последовательно производится физическое навешивание, замыкание и активация пломбы. После этого начинается сбор информации о местоположении ЭНП. Как правило, данное электронное устройство определяет свое местоположение раз в две минуты.

Как уже отмечал, в ЭНП записываются сопроводительные документы и сведения из них. Для осуществления этого процесса предусмотрено два способа. В первом случае запись данных производится при помощи специального устройства, поддерживающего обмен информацией на небольших расстояниях - до одного метра. Во втором - при помощи информационного сообщения от национального оператора, то есть владельца пломбы. Очевидно, что во втором случае запись информацию происходит уже после начала перевозки. В случае, если записываемые документы содержат сведения ограниченного распространения, информация зашифровывается.

В ходе перевозки ЭНП регулярно отправляет информационные сообщения, содержащие собранные сведения о своем местоположении. Кроме этого, предусмотрены случаи экстренной связи, например, при срабатывании датчика вскрытия или датчика ускорения. Эти сведения получает национальный оператор, у которого зарегистрирована пломба. В результате у национального оператора (владельца пломбы) скапливается вся информация, связанная с перемещением пломбы, а также с произошедшими с ней событиями.

В ходе перевозки владелец ЭНП рассылает получаемые сведения заинтересованным лицам, в число которых входит таможенный или иной контролирующий орган, в интересах которого используется пломба, того государства, по территории которого в данное время происходит перевозка. Если владелец пломбы и заинтересованное лицо находятся в разных государствах, то их общение происходит посредством уполномоченных оператора этих стран. По окончании доставки в конечном пункте с пломбой проводятся все перечисленные ранее процедуры, только в обратном порядке: деактивация, размыкание, физическое снятие.

Алексей ГАВРИЧЕВ,
заместитель начальника отдела
таможенных информационных технологий
Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК,
специально для «Таможенных новостей»

Наша справка

Решение подписать Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок приняли 10 декабря 2021 года в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета главы государств ЕАЭС. Этому предшествовала большая работа экспертов из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии и длительное согласование позиций сторон. Ряд важных положений по реализации Соглашения отнесен к компетенции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в том числе и о том, каким техническим требованиям должны соответствовать электронные устройства контроля для обеспечения сохранности перевозки, контроля отсутствия доступа к грузу и отслеживания маршрута движения транспортного средства.

По мнению экспертов, принятие указанного документа сформирует систему отслеживания перевозок товаров с использованием навигационных пломб, что позволит минимизировать контрольные мероприятия на внутренних границах Союза и повысить транзитную привлекательность государств-членов, обеспечить прослеживаемость товаров и их законный оборот на территории ЕАЭС. Среди прочего, в компетенцию ЕЭК входит определение перечня товаров, в отношении которых отслеживание применяться не будет (например, живые животные, грузы, перевозимые насыпью и др.).

Соглашением предусмотрено поэтапное введение отслеживания по категории товаров и видам транспорта. Это обеспечит мягкую адаптацию участников перевозок и государственных органов к новым условиям. Для полноценной работы документа ЕЭК потребуется принять 28 правовых актов, определяющих технические требования к пломбам, состав сведений, единые меры защиты информации и т. д.

Механизм отслеживания с использованием навигационных пломб является одним из элементов единой системы таможенного транзита в Союзе, работа над совершенствованием которой ведется в рамках реализации Стратегических направлений евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Термин «навигационная пломба» в технической литературе новый и в соответствии с международными нормативными документами (ГОСТ, ИСО и т. п.) должен соответствовать понятию «электронная пломба», «электронное запорно-пломбировочное устройство», для которых определены технические и криминалистические требования, разработаны методики их испытаний на специальном оборудовании. Практически же в интернете, прессе и государственных документах под понятием «навигационная пломба» понимаются устройства, в которых понятие «пломба» исключено, а понятие «навигатор» является основной характеристикой.

В штаб-квартире ЕЭК 7 июля 2022 года состоялось заседание рабочей группы по разработке единых мер защиты информации, содержащейся в навигационной пломбе. Она была создана в рамках реализации положений Соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок от 19 апреля 2022 года. В ее работе приняли участие специалисты государств ЕАЭС в области защиты информации.

Они начали работу над требованиями к криптографической защите информации, определением субъектов шифрования информации в навигационных пломбах, а также обсудили вопросы, связанные с разработкой нормативных актов, направленных на реализацию Соглашения, с целью отслеживания перевозок.

По результатам заседания рабочей группы было принято решение привлечь к вопросам, предполагающим цифровые решения, другие отраслевые блоки Комиссии, а также представителей уполномоченных государственных органов стран Союза для выработки соответствующих способов и сроков реализации наработанных механизмов. Следующее заседание рабочей группы запланировано на начало августа текущего года.

 


 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.